За последние два десятилетия никто так не преобразил Jaguar, как Ян Каллум. С момента прихода в компанию в 1999 году он руководил многочисленными революциями в дизайне бренда, ведя компанию в будущее и создавая все ее самые популярные современные модели. Сегодня Jaguar объявил, что 65-летний Каллум покинет пост директора по дизайну с 1 июля, что ознаменует конец эпохи для бренда.
Каллум открывает дизайнерскую фирму
До своего прихода в Jaguar Каллум работал в Ford с 1979 по 1990 год, где он участвовал в разработке дизайна приземленных автомобилей, таких как Fiesta и Mondeo, а также гораздо более интересных автомобилей, включая Escort RS Cosworth, Puma и RS200. . В качестве менеджера по дизайну Ghia Design Studio он также работал над рядом концепт-каров. Покинув Ford, Каллум стал главным дизайнером в TWR Designer, где он помог написать Volvo C70 и создать гоночный автомобиль Nissan R390.
Возможно, наиболее запоминающимся является то, что он был ведущим дизайнером Aston Martin DB7 и Vanquish и к моменту ухода из компании проделал большую часть работы над DB9 и V8 Vantage.
Первым проектом Каллума в Jaguar был концепт R-Coupe в 2001 году, который должен был перезагрузить имидж Jaguar — и это произошло. За этой концепцией в 2003 году последовала еще более крутая концепция RD. В то время все серийные автомобили Jaguar были продуктами правления Джеффа Лоусона (которого Каллум заменил после смерти Лоусона), и Jaguar по-прежнему был сосредоточен на ретро-стиле и классических идеалах. Каллум работал над универсалом X-типа и фейслифтингом S-типа, оба из которых были пережитками предыдущей эпохи.
Первым серийным автомобилем Jaguar, разработанным полностью под руководством Каллума, был XK 2007 года, который действительно перенес Jaguar в современную эпоху с лишь слегка ретро-дизайном. За этим XK последовал седан XF первого поколения, предварительным просмотром которого стал радикальный концепт-кар. Именно XF положил начало пути Jaguar, ориентированному на дизайн, по которому бренд идет по сей день. XJ Каллума был даже более заметным, чем XF, когда он дебютировал в 2009 году, и сегодня он все еще продается и выглядит свежо. Это возрождение дизайна Jaguar произошло одновременно с покупкой Jaguar Land Rover индийской Tata Motors, что также привело к притоку денежных средств и инноваций в британские бренды.
Но из всех автомобилей того времени, когда он работал в Jaguar, две самые знаковые — это спортивные автомобили с высокой драмой. Концепт C-X75 2010 года был необычайно сложным и неожиданным гиперкаром, который почти был запущен в производство как лучший в мире гибрид. Хотя этот проект так и не увидел свет, он увидел свет на киноэкране в роли злодея в фильме о Джеймсе Бонде 2015 года. Spectre.
Потом появился F-тип. Впервые представленный концептом C-X2011 16 года, он стал полным переосмыслением того, каким может быть спортивное купе Jaguar. Серийный автомобиль прибыл в следующем году почти без изменений и стал первым по-настоящему новым спортивным автомобилем марки за 50 лет. Свежий дизайн, современная техника и превосходное управление, F-type был именно тем спортивным автомобилем, который нужен Jaguar, чтобы доказать, что он действительно вернулся.
Совсем недавно под руководством Каллума Jaguar создала свой первый внедорожник F-Pace и свой первый электромобиль I-Pace, которые были очень хорошо приняты как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения техники. В этом году на церемонии вручения наград World Car Awards I-Pace стал победителем в номинациях «Всемирный автомобильный дизайн года», «Всемирный экологически чистый автомобиль» и «Всемирный автомобиль года». Последние дизайны Jag, все из которых были созданы благодаря Каллуму, ведут бренд на новый захватывающий путь к электрифицированному будущему.
Каллум говорит, что «как в личном, так и в профессиональном плане» самое время отказаться от Jaguar, и это позволит ему заняться другими дизайнерскими проектами.
«Я пришел на эту должность с миссией вернуть дизайн Jaguar туда, где он того заслуживает», — сказал он в своем заявлении. «На это ушло 20 лет, но я считаю, что добился того, что намеревался сделать». Далее он сказал, что останется в Jaguar в роли консультанта, но не сообщил подробностей о том, будут ли его личные дизайнерские проекты включать в себя что-либо, связанное с автомобилестроением.
Заменой Каллума станет Джулиан Томсон, который работает в Jaguar с 2000 года. В настоящее время Томсон является директором по креативному дизайну Jaguar. Ранее он работал в Ford, руководителем отдела дизайна в Lotus и руководителем отдела экстерьера в Центре концептуального дизайна Volkswagen. «[Томсон] — чрезвычайно талантливый дизайнер и абсолютно подходящий человек, чтобы вывести дизайн Jaguar на новый уровень, — сказал Каллум. И если кто-то и знает о том, как взять Jaguar в будущее, так это Ян Каллум.