Виноват Дизельгейт. Во всем виноваты все более неконкурентоспособные технологии. Время виновато.
Новость о предстоящем уходе Audi из своего долгого господства на мировых гонках спортивных автомобилей была столь же шокирующей, сколь и неизбежной. Причина ухода была до боли германской: это расчетливый деловой ход и не более того. И даже если бы это было неизбежно, потеря Audi из чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA (WEC) сравнима с уходом McLaren из Формулы-1, уходом Ford из NASCAR или уходом Ганасси из IndyCar. Не заблуждайтесь, это big по рукам.
Та же автоматическая эффективность, которую Audi привнесла в гонку «24 часа Ле-Мана» в 1999 году, была применена ее советом директоров и ее бухгалтерией к прогнозированию своего будущего в классической французской гонке на выносливость. Учитывая слухи о ежегодных инвестициях в полмиллиарда долларов, цифры, похоже, перестали иметь смысл для бренда.
Первый топор начал свое медленное и бесшумное падение, когда в сентябре 2015 года разразился скандал с Volkswagen Dieselgate. В то время Volkswagen Group не знала размер штрафа, но знала, что в какой-то момент ее чистая прибыль сильно пострадает. Наконец он прибыл во вторник.
Принятое менее чем через 24 часа после объявления об урегулировании выкупа в размере 15 миллиардов долларов только в Северной Америке решение в среду исключить один из двух самых дорогих гоночных проектов VW Group из книг стало неизбежным ответом. Бензиновая программа Porsche в Ле-Мане, которая, как говорят, требует таких же инвестиций в полмиллиарда долларов каждый год, была пощажена.
Вскоре после того, как Dieselgate сломался, инсайдеры сказали мне, что каждая гоночная программа в компании получила указание отказаться от всего, что не приносит прибыли или не способствует репутации компании. После двух однобоких поражений в Ле-Мане от родственного бренда Porsche (и длительного поражения в чемпионате мира по гонкам на выносливость от рук гибрида Porsche 919) программа Audi Sport LMP1 не смогла соответствовать ни одному из критериев устойчивости, установленных VW Group.
На инженерном фронте Porsche (и, в меньшей степени, Toyota) также не позволили игнорировать тот факт, что эра турбодизельного господства Audi подошла к своему естественному завершению. Как только появился полулегкий 919 и его едва заметный V-4 с турбонаддувом, сильный, но здоровенный V-6 от Audi стал явным недостатком производительности. В то время как крошечная трансмиссия Porsche помогает 919 поворачивать и тормозить с пугающей плавностью — это чудо идеальной балансировки шасси — более высокая масса двигателя R18 загнала команду дизайнеров Audi в незавидный угол. Как будто к шасси R18 привязан гигантский валун, каждое решение, принятое с шасси с 2015 года, связано с преодолением кинематического кошмара в моторном отсеке.
В этом году R18 — самая радикальная из когда-либо созданных машин LMP1 — снизила вес до психотического уровня, пытаясь вернуть Audi славу Ле-Мана. Только по внешнему виду ему также удалось заставить 919 и Toyota TS050 выглядеть ручными.
Вдохновленный F1 высокий нос, нулевой размер передней части шасси и революционная аэродинамика были использованы для преодоления растущего разрыва с конкурентами. Audi бросила все, что только можно было придумать, на переосмысленный турбодизель R18 — по значительной цене — и на данный момент, за семь раундов WEC, Porsche одержала пять побед; У Тойоты и Ауди по одному. Несмотря на все усилия и достижения, новый R18 не смог обогнать своего собрата по VW Group.
Чтобы переломить ситуацию, потребуется новое, тонкое, недизельное решение, а вместе с ним и вся концепция R18. Взять сколько стоил VW Group последний R18, утроить его, и это то, что нужно Audi Sport, чтобы подтвердить свое господство в Ле-Мане. В свете финансового кризиса и того, что Audi Sport потратила целое состояние на модель 2016 года, отказ Audi Sport от турбодизелей произошел в самый неподходящий момент и решил судьбу программы.
Audi R2016, новинка 18 года, вывела дизайн прототипа на новый уровень творчества в попытке превзойти Porsche.
Один друг из команды Ле-Мана считает, что роспуск проекта Ле-Мана повлияет на 600 человек, от сотрудников Audi до субподрядчиков и сторонних поставщиков. «Это как потерять друга, — сказал он. «Это изменит динамику семей и жизни многих людей».
Как только программа Ле-Мана завершится в конце ноября, Audi Sport сосредоточит все свое внимание на полностью электрической серии FIA Formula E с открытыми колесами. Благодаря (в основном) специфическому характеру Формулы E ожидается, что лишь небольшая часть огромного инженерного и механического опыта, содержащегося в программе Audi в Ле-Мане, будет передана новому предприятию.
Формула E боролась за то, чтобы завоевать поклонников, значимые телевизионные рейтинги и коммерческий успех, но с участием Audi — титанов гонок на выносливость и перспективных технологий — серия приобрела огромное узаконивающее присутствие.
Для серии, основанной лишь на ажиотаже, Audi могла бы стать трансформирующим участником Формулы E. Возьмите все, что бренд сделал для привлечения болельщиков к Ле-Ману с 1999 года — например, все рекламные кампании, посвященные спорту и технологиям, — и примените этот план к Формуле E, и Audi сможет помочь серии установить связь с целевой аудиторией новыми и содержательными способами.
Наследие прототипов Audi в Ле-Мане восходит к 1999 году и принесло бренду 13 общих побед в гонках «24 часа».
Помимо 600 с лишним человек, которых ждут значительные изменения, главный дом программы Ле-Мана, чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA, вот-вот столкнется с самым сложным стресс-тестом. WEC испытал аналогичный шок, когда Peugeot свернул свои усилия в Ле-Мане незадолго до начала сезона 2012 года, но у него было утешительное присутствие Audi и предстоящей программы Toyota, на которую можно было опереться.
Несмотря на внешнее сходство, уход Audi не похож ни на что, с чем сталкивался сериал, когда Peugeot собирала вещи и уезжала. Да, французский производитель был важной частью чемпионата, но он пришел и ушел за пять лет, и его редко обвиняли в том, что Audi тратит на спорт такие деньги. С Peugeot Ле-Ман потерял только своего второго лучшего клиента. Без Audi «24 часа» и серия WEC смотрят в ужасающую пустоту, которой они всегда боялись.
Сколько телевизионной, печатной, радио- и цифровой рекламы Audi ежегодно закупает для поддержки своей программы Ле-Мана и сезонных усилий WEC? Сколько гоночных билетов, гостиничных номеров, обедов, официантов, камердинеров, хостов, охранников и транспарантов Audi оплачивала на каждой гонке? Сколько гостиничных номеров, арендованных автомобилей и рейсов было забронировано в каждом раунде, и какой вклад внесли эти предметы в местную экономику? Сколько водителей, инженеров, механиков, водителей грузовиков, специалистов по маркетингу и связям с общественностью, координаторов поездок и вспомогательного персонала в настоящее время полагаются на Audi, чтобы прокормить свои семьи? Сколько бывших водителей остались в платежной ведомости в качестве послов бренда?
Сколько денег Audi вкладывает непосредственно в 24 часа Ле-Мана и WEC через маркетинговые права, специальные акции, аренду помещений для гостиничных комплексов и автобусов поддержки на трассе, чтобы использовать свои автомобили в качестве эксклюзивного поставщика гоночных автомобилей, чтобы разместить в -автомобильные камеры в R18, чтобы использовать логотипы Ле-Мана и WEC и так далее?
После 18 переплетенных лет самая богатая система финансового оборота гонок на спортивных автомобилях перестанет течь. Крупнейший спонсор WEC уходит, а Ле-Ману грозит огромный дефицит бюджета. Есть реальные опасения по поводу краткосрочного здоровья и долгосрочной жизнеспособности WEC без Audi. С практической точки зрения, учитывая грозный 919-й Porsche, служащий знаменосцем, сколько производителей готовы платить 500 миллионов долларов в год или даже больше, чтобы бороться за победу?
При высокой цене покупки и трех-пяти годах, необходимых для превращения нового прототипа Ле-Мана в претендента, нет никакой гарантии, что Audi появится замена. Тон разговора был бы совершенно другим, если бы на горизонте появился другой производитель, но до тех пор, пока этот бренд не будет определен или не будут внесены изменения, направленные на снижение затрат, последствия ухода Audi будут сильно давить на спорт.
После того, как Ле-Ман и WEC потеряли своего хедлайнера и дойную корову из-за Формулы E, впереди долгая зима.
Эта история первоначально появилась на Дорога и трек.
Этот контент импортируется из OpenWeb. Вы можете найти тот же контент в другом формате или найти дополнительную информацию на их веб-сайте.