«Моя жизнь стоит больше, чем титул», — сказал Ники Лауда после того, как припарковал свой Ferrari 312T2 на два круга во время разбитого дождем Гран-при Японии 1976 года. Лауда подрался с Джеймсом Хантом за чемпионство того года. Он отказался от этой последней, решающей гонки, но его мужество и решимость никогда не подвергались сомнению. В конце концов, это был человек с номером 1 на своем «Феррари» и человек, который в начале того сезона чуть не сгорел во время Гран-при Германии на Нюрбургринге (последним, кто ехал по исходной трассе), только для того, чтобы вернулся в гоночную машину шесть недель спустя. И с уходом из Японии он укрепил свою репутацию одного из самых умных и независимых людей, когда-либо водивших машину Формулы-1.
Ники Лауда выиграл три чемпионата мира Формулы-1, но, возможно, больше всего его помнят за тот, из которого он завершил карьеру. В ночь на 20 мая его семья объявила, что Лауда умер после того, как всю оставшуюся жизнь боролся с последствиями аварии на Нюрбургринге 1976 года. Ему было 70 лет.
«Я эмоционален, — сказал Лауда британскому Высшая передача журнал в 2013 году, когда его спросили о его легендарной стоической личности. «Но у меня также все хорошо под контролем, и я могу правильно все анализировать. Что меня сводит с ума, так это количество разговоров, которые продолжаются. Мне нравится делать свою жизнь простой. Я сразу к делу. Если это моя ошибка, то это моя ошибка. В автогонках вы учитесь добиваться наилучшего результата за наименьшее количество времени. Это применимо и в жизни. Будь быстрее других. И не делайте ошибок. Даже если что-то пойдет не так, имейте дисциплину, чтобы найти новый путь, вместо того, чтобы пуститься в бессмысленное эмоциональное путешествие».
Андреас Николаус Лауда родился 22 февраля 1949 года в Вене в знатной и зажиточной австрийской семье. Менее чем через две недели после рождения Ники газета процитировала его деда Ганса Лауду, тогдашнего президента Австрийской ассоциации промышленников. New York Times в отчете о ходе реализации плана Маршалла в восстановлении страны после Второй мировой войны. По словам Лауды-старшего, в 20,000 году австрийская промышленность была готова нанять 1949 XNUMX бывших государственных чиновников. Это важно, если вы были бывшим государственным чиновником. И Лауда были такой семьей, которая ожидает, что ее младшие члены пойдут по проторенному пути в финансы и промышленность. Лауда не должен был стать гонщиком.
Тем не менее именно богатство клана Лауда позволило юному Ники войти в мир гонок, хотя бы косвенно.
Лауда ощутил дразнящий вкус успеха, когда впервые участвовал в гонках, управляя Mini Cooper и заняв второе место в подъеме на холм в 1968 году. Он пропустил колледж, чтобы преследовать свою гоночную мечту. Но его семья не собиралась выписывать чеки, чтобы способствовать его преследованию. Поэтому он брал кредиты, чтобы финансировать свое обучение в гонках Formula Vee и Formula 3. Затем в 1971 году он взял еще большую ссуду под свой полис страхования жизни, чтобы присоединиться к команде March в Формуле 2. С приближением сезона 1972 года Лауда подал заявку на еще одну ссуду, чтобы перейти в Формулу 1 с March. Его даже одобрили за этот увеличенный долг.
«Один из директоров банка разрешил мне заключить сделку с Формулой-1, — вспоминал Лауда в интервью британскому изданию. Автоспорт журнал в 2009 году: «Поэтому я подписал контракт с Максом и Робином. Затем я вернулся в Вену, и тот же директор сказал мне: «Эта сумма денег требует одобрения наблюдательного совета». Он вернулся после того, как сделал это, и сказал: «Они говорят, что нет». “
«Ими», оказывается, действительно был один человек. Его дедушка.
«Я позвонил деду и спросил, может ли он, пожалуйста, не вмешиваться в мои дела», — вспоминал Лауда в том же интервью. «Но он сказал, что не будет и что никакой Лауда никогда не будет гонщиком. Я не сказал ему ни слова до конца его жизни. Сейчас я оказался в сложной ситуации. Я подписал контракт и не мог заплатить то, о чем я договорился, не так, как меня воспитывали. Как я это видел, я не мог подвести Марча».
Лауда обратился в другой банк в Вене и был на грани получения нового кредита, который заменил проценты на спонсорство его автомобиля и шлема. «Тогда менеджер спросил, что произойдет, если я покончу с собой», — сказал Лауда. «Я подумал: «Черт, я не подумал об этом». Мы заключили сделку, обеспечив деньги страховым полисом на мою жизнь. Но если предположить, что я выживу, мне еще предстоят выплаты по кредиту».
Лауда пробился в Формулу-1 с марта 1972 года, но машина оказалась неконкурентоспособной. Так что в 1973 году, имея на руках еще больше долгов, он перешел на BRM, где машина была такой же паршивой. Но в BRM его товарищем по команде был Клэй Регаццони. И когда Регаццони, который был впечатлен как навыками вождения Лауды, так и его способностью практически модернизировать машину для достижения лучших характеристик, был принят на работу в Ferrari в 1974 году, он порекомендовал Лауде пойти с ним.
Феррари заплатит Лауде достаточно, чтобы погасить его накопленный долг и его контракт с BRM. По иронии судьбы, Ханс Лауда скончался в январе 1974 года, как раз в тот момент, когда его внук присоединился к Ferrari и собирался добиться своего величайшего гоночного успеха.
Лауда пришел в Scuderia Ferrari в момент реорганизации команды под руководством бывшего помощника Энцо Феррари, блистательного 26-летнего Луки ди Монтедземоло. И это было как раз в тот момент, когда новый, ослепительно быстрый 12-й двигатель с оппозитным двигателем 312 вытягивал команду из десятилетнего спада.
Сочетание методичного и точного вождения Лауды с характеристиками Ferrari 312B3-74 мгновенно произвело фурор. Из 16 гонок Гран-при в 1974 году Лауда квалифицировался на поуле в восьми и выиграл две. Его первая победа в карьере пришлась на четвертую гонку Гран-при Испании в Хараме в апреле. Его вторая победа была два месяца спустя на Гран-при Нидерландов в Зандвоорте. Разочаровывающая серия досрочных выходов на пенсию привела к тому, что Лауда занял четвертое место в чемпионате пилотов после Эмерсона Фиттипальди, его товарища по команде Регаццони и Джоди Шектера.
Ferrari начала сезон Формулы-1975 1 года, используя 312B3-74 в первых двух гонках, но вывела на трассу блестящую 312T Мауро Форгьери в третьей гонке, Гран-при Южной Африки в Кьялами. Лауда квалифицировался четвертым и финишировал пятым, относительно скромный старт для нового автомобиля с инновационной поперечной коробкой передач.
«Я не в полной мере оценил преимущества, которые оно могло предложить, потому что это казалось таким большим изменением по сравнению с шасси, о котором мы знали все», — сказал Лауда. Автоспорт в 2005 году. «Но 312T действительно обладал полностью нейтральной управляемостью и широкой кривой крутящего момента. Это была настоящая жемчужина, непреходящий памятник способностям Форгьери».
На Гран-при Монако Лауда и 312T убежали с поля и легко выиграли. Он выиграл и следующие две гонки — Бельгию и Швецию. Добавьте к этому победы в Гран-при Франции и США, и Лауда выиграл чемпионат мира среди пилотов с большим отрывом от Фиттипальди. И Ferrari легко завоевала корону производителей, опередив команды Brabham и McLaren.
Битва Лауды с Джеймсом Хантом в сезоне 1976 года была настолько драматичной, что по ней буквально сняли фильм — историю Рона Ховарда. порыв, выпущенный в 2013 году. С застегнутой на все пуговицы Лаудой в 312T2 и ярким Хантом, чаще всего в McLaren M23, гонки должны были быть эпическими даже без огненной катастрофы Лауды на Нюрбургринге во время Гран-при Германии. Но именно эта авария радикально изменила внешность Лауды и определила многое в его дальнейшей жизни и карьере.
Огонь сжег большую часть его лица и ушей и оставил ужасные шрамы на легких. «Моя тогдашняя жена упала в обморок, когда впервые увидела меня, — вспоминал Лауда в британской газете. Телеграфный газета в 2013 году. «Так что я знал, что это не могло быть хорошо».
В том, что является почти медицинским чудом и мучительным испытанием, Лауда вернулся к гонкам, пропустив всего три гонки. Он вырвался вперед в чемпионате водителей, выиграв пять гонок перед судьбоносным Гран-при Германии. Отправляясь на последнюю гонку в Японии, он все еще лидировал в гонке за чемпионские очки, у которого также было пять побед после нескольких политически мотивированных решений. Припарковав свой Ferrari в Японии, Лауда практически подарил чемпионство Ханту, который выиграл его с разницей в одно очко, заняв третье место в решающей гонке.
Лауда никогда не скрывал своих шрамов. «Мне нужно было сделать операцию только для улучшения зрения», — объяснил он Телеграфный. «Косметическая хирургия, это скучно и дорого, и единственное, что она может сделать, это дать мне другое лицо. Мне сделали операцию на глазах, чтобы мои глаза могли функционировать, и пока все работает, меня это не волнует».
Лауда вернулся в Ferrari на сезон 1977 года, но его отношения с Энцо испортились. Так или иначе, Лауда выиграл три гонки и выиграл свой второй чемпионат по вождению, но Формула-1 менялась. Радикальный Lotus 78 принес в серию эру граунд-эффектов, а Ferrari 312-й серии вряд ли сможет стать конкурентоспособной в будущем. Лауда принял приглашение Берни Экклстоуна и присоединился к Brabham-Alfa в 1978 году. У него были свои моменты с Brabham, включая победу на печально известном BT46 с его вентилятором, который засасывал машину на дорогу, но в основном он был разочарован. Итак, Лауда ушел в отставку после сезона 1979 года.
Эта пенсия продлилась около трех лет. Он вернулся в сезоне 1982 года за McLaren. А в 1984 году он выиграл третий чемпионат мира среди водителей за рулем MP4/2C, оснащенного потрясающим 1.5-литровым двигателем V-6 с турбонаддувом от Porsche. Он обыграл товарища по команде Алена Проста всего на пол-очка в то время, когда многие уже считали его конченым.
В конечном итоге Лауда ушел в отставку после сезона 1985 года, в котором он выбыл из 11 из 14 гонок, в которых участвовал, из-за различных механических проблем. И эта отставка позволила Лауде потворствовать меркантильному инстинкту, который, кажется, пронизывает всю его семью. В 1979 году он основал Lauda Air, которая начала свою деятельность в 1985 году с флотом, который когда-то насчитывал 66 авиалайнеров. Какое-то время это была вторая по величине авиакомпания Австрии.
Но работа Lauda Air не обошлась без трагедии.
«Люди всегда думают, что худшее время в моей жизни, должно быть, было после аварии на Гран-при Германии в 1976 году», — сказал он британскому изданию. Хранитель газета в 2006 году. «Но это было не так. В 1991 году один из самолетов созданной мной авиакомпании Lauda Air разбился в Бангкоке, в результате чего погибли 223 человека. Эффект катастрофы был огромен. Когда я участвовал в автогонках, я принял решение рискнуть своей жизнью. Но когда вы управляете авиакомпанией и более 200 человек хотят попасть из пункта А в пункт Б, но не прибывают — это другая ответственность. Моей первой реакцией было сказать, что если моя компания несет ответственность за это, то мы должны немедленно прекратить управление авиакомпанией».
Взяв на себя личную ответственность за расследование крушения, Лауда отправился в Таиланд, а затем в Boeing в Сиэтле, чтобы проверить различные сценарии на симуляторах, которые могли бы объяснить, почему 767-300ER потерпел крушение. В конце концов Лауда и, неохотно, Боинг пришли к выводу, что в полете сработал реверсор тяги, из-за чего самолет стал неуправляемым.
В 2003 году Лауда продал Lauda Air и основал еще одну авиакомпанию под названием Fly Niki, которая закрылась в 2011 году. В 2015 году он основал еще одну авиакомпанию, LaudaMotion, специализирующуюся на самолетах представительского класса.
Лауда также работал в Ferrari и с 1 года занимал должность неисполнительного председателя команды Mercedes-Benz Formula 2012.
Лауда был дважды женат. У него было два сына, Матиас и Лукас, от первой жены Марлен и сын Кристоф от других отношений. В 2009 году, когда ему было 60 лет, его вторая жена Биргит родила близнецов Макса и Мию.
Однако его одолевали проблемы со здоровьем. В 1997 году ему понадобилась пересадка почки, а та, которую ему пересадили от брата, не прижилась. Именно Биргит, которая еще не была его женой, пожертвовала вторую почку, оставшуюся без дела. В 2018 году его легкие, ужасно поврежденные в той аварии 1976 года, наконец отказали. В августе ему сделали полную пересадку легкого, а в октябре его выписали из больницы. В декабре он снова попал в больницу. В отчете семьи причина смерти объясняется проблемами с почками.
Из-за его покрытого шрамами лица Лауда часто напоминал крысу, а в качестве его прозвища часто использовали «Крыса». Он всегда был решителен и проницателен, но каким бы стойким и отчужденным он ни был, он также был каким-то образом уязвимым и полностью человечным.
«Не болтай слишком много, — сказал он. Европейский бизнес в 2015 году. «Сосредоточьтесь на цели и достигайте ее. Серые зоны меня совершенно не интересуют. Всякий раз, когда идет обсуждение, я ясно даю понять, что не хочу никаких серых зон, только черное и белое. Когда у вас есть что-то черно-белое, вы можете справиться с этим быстрее. Вы всегда должны быть быстрее и лучше других. Чем меньше вы говорите, тем больше у вас остается времени для важных дел».